6 Октября 2018

Круглый стол «Формирование энергоэффективного общества: где взять кадры?»

8

Круглый стол «Формирование энергоэффективного общества: где взять кадры?»

6 октября при поддержке Комитета по энергоэффективности Вольного экономического общества России в рамках Молодежного дня Международного форума «Российская энергетическая неделя» - 2018 проведено партнерское мероприятие МАИ: Круглый стол на тему: «Формирование энергоэффективного общества: где взять кадры?».

В состав экспертов вошли представители ведущих российских университетов, учреждений среднего общего и профессионального образования, общероссийских общественных организаций, органов законодательной и исполнительной власти, а также руководители крупных компаний в области энергосбережения.

Модератором Круглого стола выступил председатель Комитета по энергоэффективности, член Правления ВЭО России, заведующий кафедрой «Энергетический сервис и управление энергосбережением» МАИ, профессор Вячеслав Теплышев.

В торжественной обстановке состоялось вручение студенческих билетов студентам 1-ого курса бакалавриата и магистратуры кафедры «Энергетический сервис и управление энергосбережением» МАИ, которая первой в России осуществляет подготовку по образовательным программам «Энергетический менеджмент» и «Энергетический сервис».

С основным докладом выступил заместитель председателя Комитета по энергоэффективности, член Президиума ВЭО России, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» МАИ, член Экспертного совета по высшему образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке, главный редактор журнала «Экономика и управление в машиностроении», профессор Роман Голов. Он посвятил свое выступление ключевой для России проблеме – формированию энергоэффективного общества, способного рационально использовать ограниченные энергоресурсы в эпоху инновационной экономики. Проводя анализ зарубежной практики, он отметил прямую связь между построением подобного общества, ростом экономики и уровня жизни населения. В частности, он выявил следующую закономерность: чем более развитым является государство – тем больше его жители потребляют энергии. И, чем больше они потребляют энергии – тем дольше живут. Одной из важнейших переменных в данном случае выступает уровень энергосбережения, ставшего для таких государств одним из столпов экономики. Анализируя европейскую практику, он рассказал участникам, что энергоэффективная модернизация зданий позволяет существенно сократить величину сезонных заболеваний жителей, а получаемый вследствие этого экономический эффект на уровне Евросоюза составляет 367,6 млн. евро.

Возвращаясь к российским реалиям, в качестве основы для построения энергоэффективного общества он назвал профильную подготовку профессионалов, владеющих широким спектром компетенций и навыков, на основе разработанной образовательной модели – «Стрелы энергоэффективных компетенций». Данная модель, по словам эксперта, включает весь спектр энергоэффективных компетенций, очередность подачи которых в рамках учебного процесса соответствует построению «умного» энергоэффективного здания. Завершая свой доклад, он еще раз подчеркнул, что только молодые профессионалы смогут решить задачу построения энергоэффективного общества и особенно ценно, что их подготовка системно осуществляется в МАИ.

После выступления других спикеров Круглого стола и всестороннего обсуждения поднятых вопросов его итоги подвел председатель Комитета по энергоэффективности, профессор Вячеслав Теплышев. Он отметил достаточно высокий уровень докладов, актуальность поднятых вопросов для современной экономики, в которой критерий энергоэффективности в последние годы выходит на одно из первых мест и становится основным условием для ее инновационного развития. И подготовка высокопрофессиональных кадров является тем драйвером, без которого это развитие просто невозможно. В этом смысле кафедра «Энергетический сервис и управление энергосбережение» МАИ, по словам эксперта, обеспечивают ту образовательную среду, где студентов учат как технологиям энергосбережения, так и тому законодательному и экономическому контексту, в котором будущим профессионалам предстоит их применять.

Роман Голов, в свою очередь, озвучил сформированную участниками Круглого стола консолидированную позицию по вопросам развития энергоэффективного общества и созданию необходимых для этого условий. Экспертами было определено, что развитие энергоэффективного общества является приоритетной задачей для успешного построения инновационной экономики. Высокотехнологичная промышленность как ее основа крайне нуждается в профессиональных кадрах, чья деятельность позволит повысить ее социально-экономическую эффективность и конкурентоспособность на мировом рынке. Обучение подобных специалистов должно проводиться на основе инновационных образовательных моделей, одной из которых является «Стрела энергоэффективных компетенций». Важнейшим аспектом формирования энергоэффективного общества является создание сетевых структур, объединяющих учреждения среднего общего, профессионального и высшего образования, позволяющих интегрировать энергоэффективные компетенции на протяжении всего процесса обучения будущих профессионалов.

Серьезную роль в построении энергоэффективного общества будут иметь информационные технологии, чье увеличивающееся влияние на экономику и жизнь общества привело к бурному развитию цифровой экономики. Безусловное влияние в этом процессе приобретут технологии цифровой самоорганизации энергосистем на всех уровнях, основанные на развитых механизмах искусственного интеллекта.

Работа по формированию энергоэффективного общества должна проводиться на основе консолидации усилий государства, науки, образования и бизнеса. При этом необходимо создать систему взаимодействия с бизнес-сообществом, целью которой является интеграция лучших энергоэффективных практик в бизнес-процессы компаний различных секторов экономики.

По итогам заседания участниками Круглого стола были разработаны экспертные рекомендации по построению энергоэффективного общества, которые будут отправлены в государственные министерства и ведомства, научно-образовательные, общественные и отраслевые организации.

Читать также